На первом кикшеринг-форуме обсудили настоящее и будущее самокатов
27 октября 2021
21 октября в Москве состоялся первый «Кикшеринг-съезд» — всероссийская конференция кикшеринг-отрасли. Ведущие компании, представители городских, федеральных органов власти и общественных организаций, а также российские и зарубежные эксперты и неравнодушные пользователи обсудили развитие рынка, вопросы правового регулирования и совершенствования городской инфраструктуры.
Мы собрали для вас самые интересные темы и высказывания спикеров, а полную запись мероприятия можно посмотреть по ссылке.

Микромобильность и альтернативный транспорт
Электросамокаты — новый вид транспорта. Завершающийся сезон подтвердил этот тезис: в рамках дискуссии спикеры рассказывали, как кишеринг встроился в общую систему общественного транспорта Москвы.

Издатель проекта Truesharing.ru Юрий Николаев: «Согласно данным исследования нашего издания, суммарный объем рынка сегодня можно оценить в 11,5-12 млрд рублей, а общее количество прокатных самокатов превышает 115 тысяч штук. Потенциал роста у рынка очень высокий и уже к 2024 году его объем может составить 35-40 млрд, а общее число флота может увеличиться до 330 тысяч штук».
Руководитель проектов шеринга департамента транспорта Москвы Магомед Колгаев:
«На наш взгляд, основная цель развития кикшеринга — решение транспортных задач. Москвичи активно используют электросамокаты при передвижении от дома до транспортно-пересадочных узлов. В этом году мы ввели требование к сервисам проката электросамокатов, чтобы весь парк в городе был распределен в пропорции 30-30-40. Не более 30% парка внутри Садового кольца, не более 30% — между Садовым кольцом и Третьим транспортным кольцом, и 40% — за пределами ТТК. Это решение дало положительный эффект — весь парк равномерно распределен по всем районам города, самокаты появились не только в центре, но и в спальных районах, где они нужны больше всего».
По словам основателя сервиса Whoosh Дмитрий Чуйко более 80% поездок на электросамокатах в этом сезоне происходило по транспортному сценарию, в среднем пользователи проезжали от 4 до 7 км. Также он рассказал о концепции 15-минутного города.
Основатель сервиса Whoosh Дмитрий Чуйко:
«Современные тенденции городского развития утверждают, что комфортная жизнь в городе возможна при доступности основных функций в радиусе 15 минут от места проживания или работы человека. Шеринговые самокаты расширяют это пространство в 5 раз, делая город более удобным для проживания. Пешком за 15 минут вы пройдете в среднем от 800 метров до 1,2 км, а при помощи самоката расстояние, которое вы преодолеете за это время, увеличивается до 6 км».
Сооснователь сервиса Urent Андрей Азаров в своем выступлении сделал акцент на неочевидных преимуществах кикшеринга. «Немецкие исследователи выяснили, что электросамокаты делают более популярным общественный транспорт, снижая количество поездок на авто. Раньше многие были не готовы идти 20 минут до электрички, метро или трамвая и делали выбор в пользу автомобиля. Гораздо удобнее и быстрее проехать несколько минут на самокате и пересесть на общественный транспорт, чем целый день ездить по пробкам на машине», — заявил Андрей Азаров
Леонид Ясиновский, руководитель проекта кикшеринга Яндекс, рассказал о том, почему сервис решил сделать выбор в пользу кикшеринга. В компании верят, что самокат — это транспорт будущего: они не вредят окружающей среде, решают проблемы с пробками и парковкой , а также дают большую возможность контроля безопасности передвижения и скорости.
Руководитель проекта кикшеринга Яндекса Леонид Ясиновский:
«Сейчас много говорится о том, что электросамокаты находятся на пике, но мы верим, что это только начало пути. Микромобильность будет развиваться, и сейчас самокаты являются локомотивом, который двигает новую транспортную индустрию, а в будущем к ним добавятся и электровелосипеды, и мопеды. И самое важное для дальнейшего успешного развития — безопасность: как в плане понимания пользователями правил передвижения, так и в вопросах инфраструктуры и надежности самого продукта».
Мировой опыт
Евгений Лукьянчиков, директор по развитию бизнеса Ситимобил рассказал о том, зачем микромобильность нужна агрегаторам такси. Мировой опыт и данные компании показывают: агрегаторы такси напрямую заинтересованы в развитии СИМ. «Доля поездок на самокатах в этом году достигла 13% от общего числа внутри сервиса, а стоимость привлечения нового пользователя кикшеринга на 45% ниже, чем в такси. При этом 30% из привлеченных пользователей сервиса аренды электросамокатов в течение 1 месяца совершает поездку на такси. И еще один неочевидный момент: замена коротких поездок на такси поездками на самокатах улучшают экономику агрегатора, так как непродолжительные поездки на такси нам попросту невыгодны».
Филип Райнкенс, представляющий один из крупнейших СИМ-шеринг сервис Европы TIER, рассказал об опыте работы компании в 150 городах 16 стран Центральной и Восточной Европы: «Многие города Европы меняют инфраструктуру и законодательную базу для того, чтобы встроить СИМ в систему городского транспорта. Самокаты — это экологично, и по нашим исследованиям, более 50% пользователей электросамокатов пересаживаются на них с бензиновых автомобилей (22%) и общественного транспорта (31%), улучшая экологическую ситуацию в городах».
Регулирование
Кикшеринг способен разгрузить дороги, снять нагрузку и повысить показатели работы общественного транспорта, а также повысить эффективность использования «транспортного времени» и улучшить безопасность дорожного движения. Городам нужны средства индивидуальной мобильности.
Заместитель директора департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта РФ Владимир Луговенко:
«Мы уже прошли все стадии подготовки нормативно-правового акта и внесли в Правительство РФ вопрос изменения ПДД. В ближайшие неделю-две будет решено — вносить изменения в действующие Правила дорожного движения или полностью переиздавать ПДД. Первый вариант нам нравится больше, поскольку он более оперативный и требуется меньше времени для вступление в силу обновленных положений»
Председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников подтвердил готовность столичных депутатов вносить изменения в существующие правила для скорейшей адаптации города к требованиям современной реальности — присутствию электросамокатов на улицах Москвы. «Электросамокаты — это удобное транспортное средство для городской среды. За электрическим транспортом будущее мегаполисов. Это экология, это тишина, это удобство. Когда мы говорим о регулировании, мы ни в коем случае не имеем в виду запрет. При этом мы предлагаем отдать регулирование на региональный уровень, чтобы регионы могли самостоятельно устанавливать рамки. Например, сделать знаки ограничения 35 км/ч, 25 км/ч, 15 км/ч».
Магомед Колгаев подчеркнул, что важно обеспечить соблюдение интересов всех участников дорожного движения: автомобилистов, пешеходов и пользователей СИМ. Проект изменений ПДД, который сейчас находится на рассмотрении в Правительстве РФ, в полной мере соответствует этим требованиям.


Сергей Карлов, директор по взаимодействию с органами власти компании Whoosh рассказал о необходимости определить общие федеральные требования не только в части эксплуатации СИМ, но и порядок их размещения в городской среде. Отметил, что в текущих условиях оптимальной моделью работы операторов в городах является заключение соглашений с администрациями городов.
Александр Шумский, руководитель проекта «Пробок.Net»:
«Мы привыкли, что на каждой улице есть тротуар. Точно также на каждой улице должна быть полоса для СИМ и тогда проблемы не будет. Мы выступаем за изменение ПДД, ГОСТов и СНИПов, чтобы не просто зафиксировать текущие вопросы, а кардинально поменять отношение к СИМу и заставить города менять инфраструктуру».
Безопасность
Несмотря на широкий резонанс, случаи ДТП с участием электросамокатов происходят несравнимо реже, чем инциденты с автомобилями и мотоциклами. При этом все участники дискуссии сошлись во мнении, что необходимо дополнительно повышать безопасность передвижения на СИМ. Вопросы безопасности обсудили в очередной сессии мероприятия.

Сооснователь компании Whoosh Олег Журавлев в своем выступлении привел статистику ДТП с участием самокатов и других средств передвижения. Он обратил внимание на то, что динамика ДТП с участием СИМ чаще всего приводится в процентах. Если же говорить об абсолютных показателях, то случаи негативных инцидентов с самокатами примерно равны числу ДТП с участием тракторов и троллейбусов. Он также напомнил, что 93% аварий с участием самокатов приходится на частные устройства, которые никак не регулируются. Шеринговые самокаты системно контролируются, имеют ограничение по скорости 25 км/ч и зоны дополнительного снижения скорости до 15 км/ч, а также оборудованы тремя видами тормоза, фарой, подсветкой и амортизатором. Попытки ввести регулирование для шеринговых компаний в этих условиях он сравнил с поиском ключей не там, где вы их потеряли, а там где светлее, просто потому что это самый простой, но далеко не самый эффективный способ.
Представитель ФКУ «Научный центр БДД МВД России» Максим Исаев привел статистические данные ДТП с участием СИМ. По данным ведомства, большинство аварий происходит в пятницу в темное время суток. Половина пострадавших в инцидентах пересекала дорогу.
Инфраструктура
Замруководителя по развитию и совершенствованию велосипедного и пешеходного пространства ЦОДД Москвы Артур Шахбазян заявил, что к 2021 году в городе реализовано 413 км велоинфраструктуры. В текущем сезоне было нанесено более 60 км временных велополос, а к 2022 году планируется организация Зеленого велокольца, которое соединит парки, зеленые зоны и транспортно-пересадочные узлы столицы. Спикер подчеркнул, что сотрудничество ЦОДД и шеринг-компаний является лучшим способом интеграции кикшеринга в городскую среду, поскольку позволяет компенсировать естественное отставание государственной машины от прогресса.