Прокат электровелосипедов в цифрах: как поехали новые устройства Whoosh в Петербурге
Москва, 18 июля 2023 г. – Whoosh подводит итоги пилотной аренды электровелосипедов Ninebot B100H. В мае пилот запустили в Санкт-Петербурге и Московской области. Проект оказался успешным — в скором времени прокатные велосипеды появятся и в Москве. Ниже приводим данные о майских поездках в северной столице.

Как и рассчитывали аналитики компании, велосипеды оказались востребованы для более длительных перемещений: время аренды велосипеда на 26–31% дольше, чем у самоката. Помимо этого, новыми устройствами чаще пользуются для прогулок, о чем свидетельствует значительное увеличение длительности поездок в субботу и воскресенье. В выходные велосипедами пользуются на 22% дольше, чем в будни. Та же тенденция наблюдается у самокатов, однако разница между продолжительностью будничной и выходной поездки составляет 17%.
Транспортный сценарий отличается траекторией: цель — как можно быстрее добраться из точки А в точку Б. Развлекательные поездки менее «прямолинейные». Путь от старта до финиша может быть длиннее, так как люди выбирают не быстрейший, а интереснейший маршрут, например, заезжают в парки и на набережные, а не едут прямиком к метро по велодорожке. Аналитики Whoosh поделились, что в утренний час пик среднее время аренды самоката и велосипеда примерно одинаковое. Вероятно, это связано с тем, что по утрам люди спешат на работу и учебу. А вот ночью и в вечерний пик, который приходится на конец рабочего дня, напротив, разрыв между длительностью поездки на велосипеде и самокате достигает максимума.
Скорее всего, велосипедисты охотнее сочетают вечернюю дорогу с развлечением, а также выбирают менее «предсказуемые» сценарии. Например, едут по длинному, но живописному маршруту. Ну а пользователи самокатов по-прежнему отдают предпочтение коротким транспортным поездкам. Этот тезис подтверждает и тот факт, что велосипедисты охотнее арендуют вушбайки вечером и ночью, а пользователи самокатов активнее утром.
В целом, графики имеют похожий рисунок, главные различия — ярко выделяющийся утренний пик аренды самокатов, свидетельствующий о транспортном сценарии
Также у самокатов и велосипедов различается rotation: число поездок на одно устройство, то есть сколько раз брали в прокат каждое транспортное средство. Так, в выходные велосипед находится в аренде чаще, чем в будни. У самокатов по выходным этот показатель был ниже. Вероятно, это связано с майскими праздничными мероприятиями: переносом парковок и перекрытием улиц. После них интенсивность поездок на электросамокатах оставалась одинаковой в будни и выходные.

По будням поездки равномерно распределены почти по всему городу, а в выходные велосипедисты отдают предпочтение рекреационным маршрутам: они ездят по центральным районам, набережным и паркам
Помимо длительности и интенсивности поездок аналитики компании изучили карту передвижений велосипедов. Они пришли к выводу, что велотранспорт востребованнее всего на магистральных маршрутах. Это транспортные артерии, соединяющие районы города. Например, велосипедисты часто передвигались по Московскому, Комендантскому, Заневскому проспектам и Набережной реки Фонтанки. Также пользователей привлекают рекреационные локации: длинные набережные с велосипедной инфраструктурой. И транспортные, и развлекательные маршруты велосипедистов отличаются большей продолжительностью, чем аналогичные поездки пользователей самокатов.
Велосипеды отличает еще несколько факторов: на них реже совершают поездки внутри районов, а еще «хребет» маршрутов накладывается на сеть велодорожек. Самокаты свободнее ездят по городу и в том числе передвигаются по второстепенным улицам — для пользователей наличие инфраструктуры не является решающим фактором при выборе маршрута. Электровелосипеды же в большей степени зависят от велодорожек. Если район не пронизан сетью дорожек, то велоактивность внутри такой зоны будет ниже. Возможно, зависимость от инфраструктуры связана со спецификой ПДД. Так, в отсутствие велодорожки на шеринговом самокате можно ехать по тротуару, а вот велосипедисты должны двигаться по краю дороги и, только если это невозможно, — по пешеходной зоне.

По данным компании очевидно, что велосипеды открывают пользователям возможность передвигаться на более длинные расстояния и сочетать транспортный сценарий с рекреационным. Также стоит заметить, что велосипеды не «забирают» долю самокатов, а, наоборот, добавляют возможности для передвижения по городу. В итоге сервис привлекает аудиторию с новыми сценариями использования микромобильного транспорта: обычно это более продолжительные поездки. К тому же, теперь у велосипедистов появилась еще одна возможность пользоваться этим транспортом для дел и развлечений.
Контакты:

Для получения дополнительной информации, пожалуйста, обращайтесь:

PR-служба Whoosh: pr@whoosh.bike
Контакты для инвесторов: ir@whoosh.bike