Основные факты о Whoosh
Группа компаний Whoosh (в настоящем сообщении – «группа Whoosh») является лидирующим разработчиком решений для городской микромобильности* и оператором кикшеринга (краткосрочной аренды электросамокатов) в России и странах СНГ. Компания предлагает пользователям эффективные и комфортные транспортные решения по модели поминутной аренды электросамокатов, с возможностью использовать подписку, для передвижения на небольшие расстояния, обычно до 8 км, с целью удовлетворения ежедневных транспортных потребностей городских жителей.
* Под микромобильностью подразумевается весь диапазон небольших легких транспортных средств, работающих с невысокой скоростью и управляемых лично пользователями
Компания работает на крупном и динамично развивающемся рынке с существенным потенциалом роста
Кикшеринг является самым динамичным сегментом российского рынка совместного использования транспортных средств (shared mobility). По данным отраслевого отчета компании Б1, за 2021 год данный рынок в России вырос в денежном выражении с 2,5 млрд руб. до 9 млрд руб. (+260%). Несмотря на динамичное историческое развитие, он продолжает сохранять существенный потенциал роста. Ожидается, что размер российского рынка кикшеринга в денежном выражении может вырасти более чем в 10 раз относительно уровня 2021 года и достигнет 96 млрд руб. в 2026 году.
Среди ключевых факторов, способствующих дальнейшему развитию индустрии в России, можно выделить: эффективность и комфорт сервиса в качестве транспортного решения для передвижения на небольшие расстояния, невысокий текущий уровень проникновения кикшеринга по сравнению с крупными европейскими рынками, наличие четкого и понятного регулирования, заинтересованность органов государственной и муниципальной власти в развитии этого вида услуг для решения наиболее критичных транспортных проблем, а также наличие большой целевой аудитории пользователей.
Лидер рынка с высоким качеством сервиса и широким географическим присутствием*
* По данным отраслевого отчета компании Б1 по показателям выручки, количеству зарегистрированных пользователей и количеству поездок в России
Компания и группа Whoosh являются, по данным компании Б1, бесспорным лидером на российском рынке кикшеринга с существенным отрывом от ближайших конкурентов. Согласно отраслевому отчету компании Б1, по результатам 2021 года группа Whoosh уверенно занимает первое место среди всех сервисов кикшеринга в России по выручке (с долей около 46%) и количеству зарегистрированных пользователей. На основании указанного отраслевого отчета, группа Whoosh также занимает первое место по количеству поездок в России: из 55 млн поездок, совершенных пользователями сервисов кикшеринга в 2021 году, на электросамокатах группы Whoosh было совершено свыше 26 млн поездок, что составляет около 47% от общего количества совершенных соответствующих поездок. Достижению высоких результатов, в том числе, способствует постоянно расширяемое географическое присутствие Компании и её группы, охватывающее по состоянию на 30 сентября 2022 года 40 локаций в России, Республике Беларусь и Республике Казахстан.
Лидерство Компании достигается благодаря одному из лучших в своем роде, ценностному предложению для пользователей, базирующемуся на следующих основных принципах: наличие заряженных электросамокатов в шаговой доступности, их стабильно высокие эксплуатационные характеристики и безупречный внешний вид, бесшовный клиентский опыт на всех этапах взаимодействия с сервисом, эффективная поддержка пользователей и высокий уровень безопасности сервиса.
Собственная технологическая платформа, обеспечивающая эффективную операционную деятельность
Основой успешной деятельности Компании и её группы является уникальная технологическая платформа, разработанная опытной командой специалистов с учетом ключевых особенностей бизнеса кикшеринга. Собственная технологическая платформа позволяет иметь полный контроль над операционной эффективностью и качеством сервиса, объединяя онлайн и офлайн составляющие бизнеса: современное аппаратное оснащение электросамокатов, гео-аналитическую систему по управлению парком СИМ (средства индивидуальной мобильности), сервисное приложение системы обслуживания парка СИМ и систему динамического ценообразования.
Масштабируемая система по обслуживанию и управлению парком СИМ, способствующая высокой эффективности бизнеса и экономически целесообразному расширению размера парка
Важной отличительной особенностью группы Whoosh является собственная масштабируемая система по обслуживанию и управлению парком СИМ. Система разработана с применением высокого уровня стандартизации и автоматизации, эффективного программного обеспечения и оборудования, что позволяет достигать высокую эффективность выполнения всех операций и бизнес-процессов.
Данная система также позволяет Компании динамично расширять географию присутствия бизнеса и увеличивать размер парка, при этом сохранять высокий уровень доступности и качество электросамокатов. Группа Whoosh увеличила парк с 1,3 тыс. электросамокатов на конец 2019 года до 82 тыс. на 30 сентября 2022 года, достигнув высокого уровня доступности 81%.
Подтвержденная модель значительного роста бизнеса и высокой рентабельности
Исторически Компания демонстрирует высокие темпы роста бизнеса, превышая рост рынка кикшеринга в России. В 2021 году выручка группы Whoosh увеличилась в 4,8 раз по сравнению с 2020 годом, в то время как рынок кикшеринга в России вырос в 3,6 раз. Значительный рост бизнеса группы происходит благодаря эффективному расширению парка и привлечению новых пользователей. Так, количество зарегистрированных пользователей сервиса группы Whoosh увеличилось с 1,6 млн на конец 2020 года до 11,3 млн на 30 сентября 2022 года. Существенный рост клиентской базы сопровождался ростом ежегодного дохода на одного активного пользователя за счет увеличения частотности поездок, особенно у пользователей, использующих подписку. При этом у пользователей с подпиской наблюдается бóльшая частота поездок, которая росла – 13,7 поездок с подпиской против 5,5 у клиентов без подписки по итогам 9 месяцев 2022 года.
Благодаря эффективному росту бизнеса и использованию собственных систем управления и обслуживания парка, обеспечивающих уверенную положительную юнит-экономику, бизнес группы Whoosh подтвердил успешность своей бизнес-модели уже в первый год существования. Так, по результатам стартового 2019 года, показатель EBITDA группы от кикшеринга составил 27 млн руб. По мере дальнейшего развития бизнес Компании была сфокусирован на сохранении высокого уровня его рентабельности. По результатам 9 месяцев 2022 года значение показателя EBITDA от кикшеринга достигло 3 297 млн руб., а рентабельность по EBITDA от кикшеринга составила около 58%.
Мотивированная команда основателей во главе менеджмента, поддерживаемая инвесторами с международным опытом
Опытная команда топ-менеджеров, возглавляемая основателями, является ключевым фактором динамичного роста Компании. Предыдущий опыт работы членов команды менеджмента включает развитие лидирующих российских и международных компаний из различных индустрий, в том числе авиационной, телекоммуникационной и других. Большинство топ-менеджеров Компании являются частью команды с момента основания и становления её бизнеса, прошли путь до достижения ею лидирующих позиций на рынке кикшеринга в России, принимая непосредственное участие в выстраивании и масштабировании быстрорастущего и рентабельного бизнеса.
В дополнение к основателям акционерами Компании также являются финансовые инвесторы, которые, помимо предоставления капитала на ранних стадиях развития бизнеса группы Whoosh для его масштабирования, также способствовали внедрению лучших практик организации бизнеса и принимали непосредственное участие в формировании стратегии Компании.